Абхишек Шукла (Индия)

14.02.2021

Абхишек Шукла (Индия) - магистр философии Университета Дели, младший научный сотрудник отдела философии; активный член группы философов-практиков Дели; координатор взаимодействия с различными организациями для продвижения философской практики в Индии.

Исследование природы философии с акцентом на способность детей философски мыслить (Презентация) 

Язык выступления: английский

Философские исследования с детьми подвергаются критике по причине того, что детям не хватает когнитивного развития, необходимого для мышления высшего порядка. Это определение философии как мышления высшего порядка, выдвинутое противниками философских исследований с детьми, вполне разумно и является хорошим определением философии. Философия как дисциплина высшего порядка имеет дело с проблемами, которые нельзя решить посредством обыденного мышления. Другими словами, философские проблемы существуют в пространстве между эмпирическими проблемами и логико-математическими проблемами; ни одна из них не может быть решена ни с помощью эмпирических методов, ни с помощью логико-математической дедукции. Философские вопросы относятся к области, где ничего нельзя знать наверняка; поэтому они открыты для разногласий, но философские разногласия отличаются от разногласий в дисциплинах первого порядка тем, что они могут перейти на уровень второго порядка. Айер (1936) дает хороший пример такого разногласия, утверждая, что идеалисты и реалисты расходятся во мнениях не только о природе реальности, но и о том, как доказать или опровергнуть свои утверждения. Гарет Мэтью (1980), основываясь на своем опыте философского исследования с детьми, утверждает, что маленькие дети естественным образом задают философские вопросы, но простая постановка философских вопросов не может считаться философским исследованием, если этому не способствует прогресс. Это приводит к вопросу о самой возможности прогресса в философии. Концепция прогресса в философских исследованиях должна отличаться от того, что свойственно в этом отношении дисциплинам первого порядка, потому что философские вопросы открыты для разногласий и не могут иметь однозначного ответа. В самом философском исследовании может быть прогресс, даже если считается, что философии как научной дисциплине прогресс не свойственен.