Гульнара Шалагина (Россия)

28.02.2020

Гульнара Шалагина (Россия) - кандидат философских наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Практическая философия и философская практика: пути пересечения в информальном образовании (Интерактивная презентация в стиле TED) 

Язык выступления: русский 

В обществе постмодерна изменяются параметры образовательной деятельности. Интеллектуальная культура переживает взлет, связанный с доминированием сферы услуг, трактовкой духовности как средства производства, востребованностью счастья как ресурсного состояния творца нематериальных продуктов, прекариатизацией интеллектуалов, либерализацией индивидуального предпринимательства, трансформацией профессий, востребованностью разносторонности, инновационистской идеологией. Активизируются альтернативные, внеинституциональные формы социально-гуманитарного знания, которые осмысливаются как информальное образование. Это гибридные научно-популярные, образовательно-развлекательные формы, эстетизированные научные проекты (философские фестивали), философские школы мудрости, тренинги, студии саморазвития, этические ретриты и рациональные додзё, другие явления, возникшие в ходе дедифференциации практической философии (этики), психологического консультирования, эстетики и новой религиозности. Условиями существования перечисленных форм гуманитарной активности становятся «третьи места», новые городские пространства постмодерна: кафе, антикафе, коворкинги, лофты, парки, скверы, явления, связанные с постиндустриальными городскими трендами. Запрос на креативность, харизматичность у малых предпринимателей, самозанятых, деятелей искусств, фрилансеров, чей успех связан с персональными достижениями, велик. Сформировалась особая сфера духовного производства с ведущей ролью этики. Философ-практик предлагает методологию жизни, принципы, постулаты, возможность осознанного выбора клиента, ответственность и за конкретного человека, и перед человечеством, трактует клиента как осознанного, обладающего экзистенциальными запросами. Либерализация экономики предоставляет дополнительные возможности развития этики и философской практики в секторе информального образования.