Людмила Беляева (Россия), Ирина Чугаева (Россия)

Философско-коммуникативные практики как технологии поиска личностной идентичности в образовательном процессе (воркшоп)

Язык выступления: русский

Людмила Беляева (Россия) - доктор философских наук, профессор, кафедра философии, социологии, культурологи; Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург)

Ирина Чугаева (Россия) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства; Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург) 

В современном обществе отмечается увеличение доли молодых людей, выражающих отчуждение, негативизм к происходящим событиям, нежелание общаться, непонимание, неприятие других людей. Данные проявления связаны с потерей ценностно-смысловых ориентиров, кризисом личностной идентичности. В условиях ценностного плюрализма молодым людям необходим экзистенциальный опыт как поиск смысла существования, выстраивания стратегии собственной жизни. Такой опыт подростки могут получить в процессе ценностно-смыслового восприятия искусства как переживания художественного образа через диалог с автором, героем художественного произведения, ценностно-смысловое моделирование их миропонимания и мироощущения. Данный процесс мы рассматриваем как философско-коммуникативные практики, так как он связан с активной деятельностью субъекта, его способностью подняться над обыденностью бытия с целью понять жизнь Другого, осмыслить различные жизненные ситуации, соотнести с собой. Философско-коммуникативные практики с опорой на герменевтический подход позволяют использовать художественное произведение как дискурс, способствующий в процессе коммуникации с авторским смыслом обнаружению личностного смысла в явлениях культурной жизни. Философско-коммуникативные практики поиска личностной идентичности реализуются на основе разработанной нами технологии активизации ценностно-смысловых отношений, отправной точкой которых является стремление подростка найти ответ на вопрос «Кто Я?», что, в конечном счете, означает поиски истины своего бытия. Мы выделяем комплекс таких отношений, в основе которых лежит сократический диалог как метод философской практики. Данная технология способствует обретению молодым человеком личностной идентичности, которая превращаясь в практику заботы о себе, характеризует его как активного, ответственного субъекта, способного к самопознанию, самопониманию, ценностному самоопределению и творческому самовыражению.