Наталья Артёменко (Россия)

18.02.2020

Наталья Артеменко (Россия) - кандидат философских наук, доцент, Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» 

Практики себя и/или «забота о себе»: от античной epimeleia heautou до субъекта травмы (Лекция) 

Язык выступления: русский

О какой «заботе о себе» рассуждает философия, начиная с античных времен и вплоть до наших дней? Речь идет, в первую очередь, о способе установления отношения с самим собой, с собственным «Я». Но что это значит: войти в отношение к самому себе, озаботиться собственным существованием как своей собственной задачей? Казалось бы, тема «Я» - простая, которая дана каждому вменяемому человеку вместе с его рождением. Но современный человек по большей части не знает, кто он. Возникающая здесь напряженность проявляется в самых разных формах и на разных уровнях - от проблем выбора жизненных траекторий до чувства заброшенности и вопроса смысла жизни. В ситуации современности появляются проблемы с персональной идентичностью, которые были неизвестны на протяжении большей части истории. Мы продемонстрируем в этой лекции, как от платоновской «заботы о себе» через августиновское размышление и до декартовского метода формируется та самая практика субъективации, которая привела к возникновению понятия самотождественного субъекта в XVII в., наследниками которого мы все являемся. От новоевропейского субъекта мы проследуем далее к субъекту травмы, условно - от Декарта до современной феноменологии. Мы проследим историю субъекта Нового времени от его рождения до его декларируемой с середины ХХ века смерти. Рудольф Бернет, представитель новой пост-феноменологии, говорит так: «быть субъектом - значит быть субъектом потерь самотождественности». На что субъект может опереться, чтобы выжить и ответить в тот момент, когда то представление, которое он сформировал о себе самом, рушится, когда ему не хватает слов о только что пережитом? Мы попытаемся ответить на этот вопрос, обращаясь к истории практик себя в античности, в эллинизме, в христианстве, и, наконец, в современности.