Оксана Музыка (Россия)

Оксана
Музыка (Россия) - доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и социальной
педагогики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) -
Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал)
Социально-философский аспект инклюзивной культуры (презентация)
Язык выступления: русский
Современное российское образование представляет инклюзию в качестве одного из базовых моментов становления социальных взаимодействий и отношений в контексте образования, что непосредственно повлияло на понимание необходимости формирования инклюзивной культуры. Концепция инклюзии получила свое развитие в политических и социально-философских теориях, направленных на выявление роли и места социального субъекта в дихотомии «Я - Другой», Прикладная значимость инклюзии инициирует необходимость трансформации общества и его основных институтов в направлении формирования «включающего» общества с приоритетом «Другого» над коллективным «Я» (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). В дискуссиях по инклюзивному образованию наблюдается определенный плюрализм мнений относительно используемой терминологии. Нет единого понятийного аппарата и универсальных методик в понимании и представлении инклюзивного образования. Исходя из этого, среди важных признаков инклюзивной культуры организации выделяют следующие: 1) инклюзивная культура является составной частью культуры общества; 2) инклюзивная культура организации аккумулирует локальные культуры ее субъектов; 3) основы инклюзивной культуры составляют ценности, установки и принципы инклюзивного образования в контексте «включающего» общества. Теоретическим фундаментом понимания инклюзивного образования является аксиологический подход.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в
рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского
феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных
методологических подходов и моделей", № 19-013-00117\19