Олег Валуев (Россия)

04.04.2020

Олег Валуев (Россия) - младший научный сотрудник Школы Антропологии Будущего, преподаватель-исследователь в области психологических наук, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) (Москва), психолог-консультант.

Философия творчества как личностная практика свободы быть, делать и творить (Лекция) 

Сюрреалистическая баллада как диалог судьбы и свободы (воркшоп) 

Язык выступления: русский

Философия творчества как личностная практика свободы быть, делать и творить (Лекция)

В своей жизни и профессиональной деятельности я всегда понимал философию как эсхатологическое искусство человеческой свободы, открывающей новые силы и возможности духа. Её необходимость, как и «необходимость себя» (по М. К. Мамардашвили), ощущаю в педагогике, психологии, психотерапии, искусстве и жизни. Философское основание моей личностной практики связаны с творческим синтезом философии персонализма и философии свободного духа. На лекции в противоположность интеллектуальному пониманию творчества как порождения культурных продуктов будет «отстаиваться» экзистенциальное понимание - как освобождение духа в преображении мира, изменении жизни (Н. А. Бердяев). Свобода - не в том, что вы можете, а в том, чего вы не можете. В этом смысле реальная свобода открывается как свобода творчества - в синтезирующем взаимодействии экзистенциальной и эссенциальной свободы, свободы делать и свободы быть. Будет показано, что практикование свободы открывает дух в триангуляции смысла, возможности и невозможности, поэтому самопознание философа есть творческое основание философии познания. Утрата смысла, приводящая по В. Франклу к экзистенциальному вакууму, есть утрата свободы, а, значит, утрата духовных оснований жизни, утрата самого себя. Философия творчества как личностная практика свободы позволяет соотносить разные виды свобод с разными видами творчества, обнаруживая новые смыслы как связи и отношения между возможностями и невозможностями своей жизни.

Сюрреалистическая баллада как диалог судьбы и свободы (воркшоп)

Поиск ответов на значимые вопросы человеческой жизни порой заводит в интеллектуальные тупики, создавая разнообразные трудности на нашем жизненном пути. Это иногда происходит из-за невозможности организовать живой диалог между своей судьбой и свободой, диалог, позволяющий вам обрести самих себя на уровне большей искренности, сложности и собранности. В одном фантастическом произведении Роберта Шекли говорится, что «для правильной постановки вопроса надо знать половину ответа». Участники воркшопа могут принести с собой или поставить любой значимый жизненный вопрос, волнующий их в прошлом, настоящем, будущем или вечном, и получить на него ответ, к которому они будут готовы на тот момент времени. Предлагаемая для этого культурная практика самоосознания может быть использована как в групповом, так и в индивидуальном формате работы. Она базируется на философии персонализма Н. А. Бердяева, философии искусства М.М. Бахтина, экзистенциальной психологии Р. Мэя, психологии искусства Л.С. Выготского и психологии творческого акта В.П. Зинченко. Итак, мы обратимся к синтезированному искусству - мультипликационному фильму «Destino» (2003) - известному совместному проекту Сальвадора Дали и Уолта Диснея. Данная практика включает в себя просмотр и обсуждение мультфильма, рефлексивное письмо и свободное рисование, смысловое исполнение баллады своей судьбы и свободы. Это будет "двигательный диалог" самопознания, позволяющий обрести нового себя.