Ора Грюнгард (Израиль)

02.03.2020

Язык выступления: английский

Ора Грюнгард (Израиль) - доктор философии, соруководитель Израильской ассоциации философов-практиков, преподаватель колледжа Шенкар (Рамат-Ган).

Можно ли отделить философское консультирование от политики? (лекция) 

Что бы вы сделали, если к вам на консультацию пришел Гамлет? (выступление на круглом столе) 

Имела ли когда-нибудь философия для меня особое значение? (воркшоп)

Можно ли отделить философское консультирование от политики? (лекция)

В этой лекции автор ставит под сомнение распространенное утверждение о том, что философское консультирование должно быть вне политики, и задается вопросом о возможных альтернативах. Изучая различные аргументы на первый взгляд далекие от политики, автор тем не менее сталкивается в них с различными смыслами понятия «политика». Автор утверждает, что несмотря на длительную историю злоупотребления философской риторикой в целях политической пропаганды и идеологической обработки и несмотря на случаи служения философов репрессивным режимам, любая философия, которая имеет дело со знанием, действием, жизнью и моралью, несет в себе политические аспекты, и лектор утверждает, что такие аспекты рано или поздно должны выйти на передний план и в философском консультировании. Поэтому лектор подчеркивает важность метафилософских диалогов философов-консультантов между собой о сложностях и рисках обсуждения таких вопросов на их консультационных сессиях.

Что бы вы сделали, если к вам на консультацию пришел Гамлет? (выступление на круглом столе)

Что бы вы сделали, если бы Гамлет (Анна Каренина, Сократ ....) пришли бы к вам на консультацию? На этом круглом столе философы-консультанты продемонстрируют свои подходы к знаменитым вымышленным или реальным фигурам прошлого, чьи проблемные ситуации, мировоззрение и признанные дилеммы представлены в литературных источниках, исторических текстах (информация, которой нельзя делиться участникам и аудитории в случае добровольца, который будет выбран в демонстрационных целях). Однако цель состоит не только в том, чтобы выявить альтернативные подходы, но и в том, чтобы оценить их как минимум двумя способами: во-первых, тщательно изучить их отношение к интересам консультируемого в контексте проблемной ситуации (проблема, которую избегают, когда вежливый волонтер больше стремится угодить консультанту, чем проработать реальную проблему), а затем критически исследовать не только то, как он может помочь, но и какой возможный вред он может причинить (вопрос моральной ответственности перед консультируемым и другими, что слишком часто избегают, демонстрируя альтернативные подходы). Мы надеемся организовать дискуссию о проблеме понимания интересов консультируемого с его точки зрения и правдоподобной интерпретации конкретной информации об этом, а также о разногласиях относительно рациональности и этики консультирования. 

Имела ли когда-нибудь философия для меня особое значение? (воркшоп)

На многих семинарах участники обучаются консультированию, изучая искусство вопрошания, а также другие методы и процедуры. Я считаю, что философское консультирование должно основываться на личном понимании философа консультанта и не должно осуществляться, если консультант искренне не верит, что философствование может иметь для него особое значение. Поэтому обучение должно начинаться с исследования того, испытывал ли стажер когда-либо то, что философия имеет для него особое значение, помогая справиться с волнующими проблемами. Отзывы участников воркшопа, их опыт, их личная точка зрения могут помочь осознать, что то, что сработало у одних, не обязательно будет работать у других. Сравнения и дискуссии должны помочь сформулировать свой собственный подход и лучше понять, какие знания и опыт еще предстоит приобрести, чтобы по-своему справляться с работой, и все же делать ее философски, с честностью и моральной ответственностью. Ведущий рассчитывает на отзывы аудитории по поводу его подхода к консультированию и обучению, что даст возможность его дальнейшего совершенствования.