Виталий Даренский (Луганск)

Виталий
Даренский (Луганск) - доктор философских наук, доцент, профессор
кафедры философии и социологии Луганского национального университета им. Т. Шевченко
Актуализация метода майевтики в философской практике (лекция)
Язык выступления: русский
Майевтика (термин
диалога Платона «Теэтет») - метод философской беседы Сократа в виде серии
вопросов, в результате которых происходит ἐξέτασις. Последний термин часто
переводят как «испытание», но буквально он означает «выход за пределы» - за
пределы привычных стереотипов мышления. Сократ побуждал других самим находить
новое понимание того, что раньше они считали само собой разумеющимся. Обычно
эти беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое х?», и в ходе
обсуждения один за другим отвергались ложные ответы путем обнаружения
противоречий. Исторически майевтика не является «изобретением Сократа», но есть
явление архаическое, восходящее в древним обрядам инициации, в которых помимо
физических испытаний были испытания серией вопросов и загадок. Майевтика, как и
философия в целом, генетически восходит к практике инициации. П. Адо выделил
три концептуальные модели философского знания в античности: «пирамидальную»
(модель Аристотеля); органическую (единство частей философии, модель стоиков);
и «инициационную», по методу аналогичную Элевсинским мистериям - платонизм,
причем последняя является первичной. Философию изначально понимали не как чисто
интеллектуальное занятие, а как «духовное упражнение»: «как волевую личностную
практику, предназначенную для осуществления преобразования индивидуума,
самотрансформацию» (Адо П. Философия как способ жить. М., 2005. с. 140).
Философ выполняет работу «культурного героя», в своем личностном мире
выстраивая заново смысловые основания человеческого бытия. Актуализация
майевтики имела место в текстах М.К. Мамардашвили: путем словесного
импрессионизма он осуществлял истолкование избранного культурного текста или
одного символа так, чтобы у слушателя произошло «обрушение» привычных
представлений и родилось иное пространство понимания - как переход от
когнитивного коллапса к когнитивному взрыву.